Три принца для Золушки Янины Жеймо

СВЕТСКАЯ ХРОНИКА

Сегодня исполняется 112 лет со дня рождения артистки. В основном Жеймо знают по роли Золушки, однако она до сих пор считается самой успешной в нашей стране травести-актрисой. Во взрослом возрасте Янина умела играть подростков так достоверно, что ее героини (и даже герои) не отличались от настоящих детей.

Янина Жеймо родилась в семье цирковых артистов польского происхождения. В тот день ее мама привычно отработала сложный номер с сальто, вернулась домой и родила здоровую маленькую девочку. Янина оказалась последним ребенком в многодетной семье. Уже в три года она впервые вышла на арену. В следующие 11 лет девочка перепробует все доступные амплуа: от воздушной гимнастки и наездницы до эквилибристки и музыкального эксцентрика.

Известно, что на протяжении жизни Янина несколько раз сильно болела, порой находясь на границе между жизнью и смертью, но словно неведомая сила всегда вытаскивала ее с того света. С гастролями семья будущей актрисы оказалась в Петрограде, когда ее отец, на котором держался цирковой бизнес, скончался. После его смерти мать приняла решение больше никуда не ехать и осесть в красивом городе. В ее планах было покорение эстрады. Теперь они выступали втроем: мама и две дочери. Их музыкальная программа эксцентрической игры на ксилофонах пользовалась невероятной популярностью и в Петербурге, и во всей стране.

Вот только необходимость таскать тяжелый инструмент повлияла на Янину неожиданным образом. Чтобы не занимать ксилофоном руки, она научилась носить его на голове, после чего, предположительно, в позвоночнике четырнадцатилетней девушки произошли необратимые изменения. Она перестала расти. Рост актрисы так и не превысил 147 сантиметров. Впрочем, на здоровье это не отразилось, а на будущую профессию повлияло самым лучшим образом.

Актриса

Двадцать два несчастья (1930)

К пятнадцати годам девушке наскучила эстрада. Она мечтала о большом экране и втайне от матери пошла поступать на кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» — там в актерской студии вели занятия Григорий Козинцев и Леонид Трауберг. Когда Янина проходила вступительные экзамены, вдруг выяснилось, что ее общий стаж работы на подмостках составляет 12 лет, что превышает даже опыт самих наставников. Этот факт привел комиссию в замешательство и стал входным билетом в ФЭКС для юной Жеймо. 

Пришлось признаваться матери, куда поступила. Та качала головой: на эстраде у Жеймо есть имя, здесь они — уважаемая династия. А кем Янина будет в кино? Сердилась и не особенно отпускала девочку с работы. Из-за занятости на сцене Янина прогуливала, учеба давалась непросто. Но уже на следующий год миниатюрную Яничку с юным личиком пригласили на роль 13-летнего Мишки в кинофильме «Мишки против Юденича». Как она огорчилась, впервые увидев пленку с проб! Лицо неживое, совершенно невыразительное, показать свойственную опытной артистке мимику на видеозаписи не удалось!

Андрей

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Разбудите Леночку (1934)

Пока актриса рассматривала свое изображение и казнила себя за некиногеничность, к ней подошел актер Андрей Костричкин. Узнав, о чем печалится Янина, молодой человек только рассмеялся. Пошептался со световиками, попросил операторов повторить дубль, и новая проба оказалась куда более удачной: Жеймо начала себя узнавать. А со спасителем, догадавшимся тогда поменять свет в студии, она сходила на свидание, которое перетекло в романтическую историю и увенчалось браком.

Счастливым  этот союз не назвать — влюбленные были вместе недолго. Но за короткий период брака на свет успела появиться маленькая Янина — общая дочка Жеймо и Костричкина, названная в честь мамы. Позднее она станет весьма известной в профессиональном кругу сотрудницей «Мосфильма». Янина Костричкина много лет проработала на дубляже и была одной из первых в СССР специалисток, освоивших синхронный перевод иностранных кинолент.

Звезда

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Подруги (1935)

Только спустя несколько десятилетий и после звездных ролей Жеймо критики начали наконец отмечать удивительный драматический дар актрисы, которая тонко сочетала в себе черты лирика и эксцентрика. Но сначала миниатюрной Янине предлагали в основном роли детей — мальчиков и девочек. На третьем курсе она стала одной из самых востребованных актрис, была занята сразу в нескольких проектах, что для того времени было невероятным успехом. Ее называли «киноактрисой чистых кровей».

Признание пришло к ней после главной роли в кинофильме «Подруги», снятом в 1935 году.

Актрисе не давали прохода. Многие поверили, что перед ними ребенок, и прямо домой к Янине приходили совсем юные мальчишки и девчонки, которые тоже мечтали стать актерами. Тем трагичней был ее разрыв с кинематографом, когда в конце 30-х она оказалась невостребованной. Друзья писали: Янина становится замкнутой и сердитой, когда не играет. Во время застоя в кино многие актеры находят спасение в театре, но она была далека от подмостков и как выживала в те годы, когда сниматься не звали, до сих пор неизвестно.

Хейфец

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Доктор Калюжный (1939)

Об истинных причинах разлада с Костричкиным в своих воспоминаниях рассказывает их общая дочь. Без стеснения она жалеет маму и откровенно сообщает: отец оказался заядлым картежником, который и любовь, и семью, и дом мог променять на игру в преферанс. Жеймо была женщиной пуританского склада и после развода долго отбивалась от поклонников, не дававших ей прохода. Одиночество закончилось на съемках одного из первых звуковых фильмов «Моя Родина». Там у Янины разгорелся роман с режиссером Иосифом Хейфецем. 

Скоро в браке родился общий ребенок — сын Юлий. Впоследствии он поселится в Польше и станет кинооператором, известным под фамилией матери. А пока начиналась война. Иосиф с детьми отправился в эвакуацию в Ташкент, а Янина осталась в Ленинграде в составе одной из концертных бригад «Ленфильма» — тех самых, которые выступали в госпиталях и парках, сплачивали ленинградцев во время блокады.

Известно, что Янина Жеймо и в блокаду ухитрялась устраивать теплые вечера. Теплые в буквальном смысле: когда ленинградцам было нечем согреться, а на дворе стояла суровая зима, они знали, что двери гостеприимной актрисы всегда открыты. Кто знает, скольких человек от верной смерти спасли те «приемы»?

Новая жизнь

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Песнь о счастьи (1934)

Только в конце 1942-го Янину наконец-то эвакуировали. Хейфец знал об этом и с нетерпением ждал жену, вот только дождался похоронки: на его адрес пришло извещение о том, что поезд, в котором ехала жена, подвергся атаке с воздуха, и никто не остался в живых. Несмотря на такое оповещение, поезд все же дошел. Вернувшаяся невредимой Жеймо обнаружила мужа в объятьях другой женщины и не простила. От обиды, многомесячного недоедания в блокадном городе и тяжелого переезда Янина тяжело заболела.

В предсмертном состоянии актрису отыскал польский режиссер Леонид Жанно, ее старый и надежный друг.

Именно он выходил уже попрощавшуюся с жизнью Янину, признался в любви и сделал ей предложение. Жеймо согласилась. После войны, вернувшись из эвакуации, актриса не утратила своего оптимизма и даже шутила: «Гитлер сделал одно доброе дело — я похудела». Действительно, похорошевшая, хрупкая и по-прежнему красивая актриса была приглашена на пробы в сказке. Измученная минувшей войной страна жаждала волшебства, и искусство было обязано ответить на эту потребность.

Золушка

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Золушка (1947)

Ей было 37, а на роль Золушки уже почти утвердили профессиональную 16-летнюю балерину. Но пробы показали: Жеймо безусловно выигрывает даже рядом с легкой красавицей Марией Мазун. Картину снимали только по вечерам: утром лицо Янины было «не таким юным». Платье шили из обрезков, для антуража вся съемочная группа принесла из дома все более-менее «придворное», на съемки бала пригласили настоящих балерин, которых одели в занавески и тюль… А вот туфельки были настоящими: их специально заказывали у мастеров на маленькую ножку актрисы. У нее был действительно золушкин размер — 31. Правда, танцует на экране Янина в других туфлях. Хрустальные разрешили надевать только на тех планах, где ее ноги видны.

После выхода фильма Янина Жеймо стала настоящей звездой. На улице сказочную принцессу обступали маленькими стайками, не смея подходить близко. Протяжно вздыхали, когда актриса порхала мимо. Свою последнюю роль актриса сыграла в 45 лет. На этот раз — взрослую женщину в кинофильме «Два друга». В десятилетие, которой прошло между «Золушкой» и последним ее кинофильмом, актриса много занималась дубляжом. Например, Герда в мультфильме «Снежная королева» говорит ее голосом.

А потом муж увез Янину в Польшу. Там актрисе не раз предлагали роли, но она отказывалась. Вместе с Жанно Янина прожила более 30 лет. Артистка дружила с местной кинематографической богемой и не прерывала связь с русскими актерами. К концу восьмого десятка лет у Янины начались проблемы со здоровьем. Она перенесла инфаркт, но смогла восстановиться после него. В тот роковой день сын Янины переезжал на новую квартиру и заскочил к матери утром. Она была в хорошем настроении, прибиралась и даже стирала.

Во второй половине дня Юлию позвонил отчим с просьбой заехать к матери — вроде бы ей плохо… Сын рассказывает, что, зайдя в ее спальню, увидел Янину, которая тянет руку к лекарству. Уже замершую, бессильную руку. Янина Жеймо завещала похоронить ее в Москве, на Востряковском кладбище. Родные последнюю волю Золушки исполнили.

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Белорусские новеллы (киносборник) (1943)

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Горячие денёчки (1935)

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Два бойца (1943)

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Два друга (1954)

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Чертово колесо (1926)

Три принца для Золушки Янины Жеймо

Шинель (1926)

Читайте также: Сто часов счастья. Вероника Тушнова и Александр Яшин

Ремедиос Варо: художница, которая перенесла нищету, тюрьму и эмиграцию и умерла от счастья

Источник